Люцифер |
ЛЮЦИФЕР, Луцифер, «утренняя
звезда», т. е. планета Венера;
славянская Денница, в
христианской традиции одно из
обозначений Сатаны как
горделивого и бессильного
подражателя тому свету,
который составляет
мистическую «славу» божества.
Оно восходит к ветхозаветному
пророчеству о гибели Вавилона,
в котором с исторически
актуальными аспектами
переплетаются
эсхатологические мотивы и царю
Вавилона приданы черты
языческого демона планеты
Венера: «Как упал ты с неба,
Денница, сын зари! Разбился о
землю, попиравший народы. А
говорил в сердце своём: «взойду
на небо, выше звёзд божьих
вознесу престол мой и сяду на
горе в сонме богов, на краю
севера; взойду на высоты
облачные, буду, подобен
всевышнему». Но ты низвержен в
ад, в глубины преисподней».
Традиционная экзегеза
относила эти слова к мятежу и
падению сатаны. Это нашло
отражение в иконографии;
например, на фреске 16 в. в
трапезной монастыря Дионису на
Афоне под ногами архангелов,
держащих, как знамя, медальон с
ликом Христа-Эммануила,
простёрта раскинувшая в
изнеможении руки фигура с
потемневшим лицом и надписью «Денница».
Такое «светлое» обозначение
сатаны не могло не быть
парадоксальным (даже с учётом
всей одиозности для
христианства астральных
культов), тем более что этот же
символ употреблялся в
совершенно противоположном
смысле. В новозаветных текстах
Христос именует себя самого: «Я
есмь... звезда светлая и
утренняя» (сравнивает звезду
из ветхозаветного пророчества
Валаама, интерпретировавшуюся
и иудейской, и христианской
традицией как мессианский
символ). Византийская
церковная поэзия уподобляет и
деву Марию «звезде, являющей
солнце» («Акафист богородице»,
6 или 7 в.). В этих случаях, по
крайней мере, не употребляется
само слово «Денница»; но Ориген
(2-3 вв.) применил и его к Иоанну
Крестителю: тот предвозвещает
Христа, как утренняя звезда
предвозвещает солнце. Поэт-символист В. Иванов противопоставлял друг другу два сатанинских начала - Люцифера, «духа возмущения», «силу замыкающую», обожествление личной воли, и Ахримана, «духа растления», «силу разлагающую», распад личности. |